Вы, наверное, слышали о случаях смены пола взрослыми людьми при помощи хирургического вмешательства и гормональной терапии. Человек идет на сложную операцию, знает о многочисленных социальных последствиях, но делает это, потому что его биологический и психологический пол не совпадают.
Что же такое психологический пол ребенка? Это осознание себя будущим мужчиной или женщиной. Такое осознание происходит не сразу.
В 6- 8 месяцев малыш учится различать мужчин и женщин.
В 1 год 6 месяцев ребенок уже знает о своей половой принадлежности, не пугается мужчин и женщин.
В 2 года любит рассматривать на картинках: мальчики – мальчиков, девочки – девочек.
В 3- 4 года даже нетипичная одежда или прическа взрослого не вызывает сомнения, ребенок точно определяет, что это тетя или дядя.
В 6 – 7 лет необратимость половой принадлежности становится в сознании ребенка окончательной, он понимает, что будет расти мальчиком или девочкой.
Роль родителей в формировании психологического пола ребенка чрезвычайно велика. Ученые доказали, что социально типичное для пола поведение определяется в большей мере воспитанием, чем генетическими факторами, как ни парадоксально это звучит. Осознание себя мальчиком или девочкой зависит от того, какую одежду и игрушки Вы покупаете малышу, как общаетесь с ним, что требуете и каковы Ваши ожидания.
Как очевидна биологическая и социальная несхожесть мужчин и женщин , настолько же разными оказываются и пути становления разнополых индивидуальностей. Мальчики и девочки по-разному созревают, по-разному видят мир, и это надо учитывать в семейном воспитании.
СОЧИНЯЙТЕ И РАССКАЗЫВАЙТЕ
Различаются ли интеллектуальные способности сыновей и дочерей? Экспериментальные исследования показывают, что ни один пол не превосходит другой, но проявляются эти способности по-разному.
Девочки раньше мальчиков начинают говорить и читать , у них больше запас слов, образная речь.
У мальчиков ярче проявляется отвлеченное абстрактное мышление. Девочки более аккуратны, точны в работе, но менее целеустремленны. Им не хватает общего взгляда на предмет, слишком увлекают детали. Мальчики раньше склонны отделять существенное от второстепенного, они лучше обобщают. Посмотрите, как ребята строят: у мальчиков это город, у девочек – дом. Сравните рассказы Даши и Гриши. Правда,
Легко определить, что говорит девочка, а что – мальчик? Даша основное внимание уделяет описанию своих эмоций по поводу увиденного, а Гриша описывает факты. Сочинение и рассказывание очень полезное занятие и для девочек, и для мальчиков, при этом развивается наблюдательность, воображение, речь, мышление.
Прогулка по улице (рассказы детей)
Гриша. Гуляя по улице, я вижу разные дома, высокие и еще выше. Они красиво построены. На дороге много машин: « Мерседес», «Ауди», «Форд». Еще маршрутки, автобусы, в них ездят простые люди. Дороги везде расчищены, но хорошо, когда много снега, можно прокатиться с горки, слепить кучу снежков.
Даша. На улице мне приятно наблюдать за природой: снег белоснежный, блестит, воздух чистый, полезный. Люди все красивые, гуляют по улицам, радуются зимнему солнышку, и я тоже. Магазины вечером неузнаваемы: Сверкают, светятся витрины, там все красочное можно увидеть. На улице у меня всегда поднимается настроение.
На кого ты хочешь быть похожим?
Если в подобной ситуации мальчики называют отцов, а девочки – матерей – это нормально, значит, родители для своих детей значимые и любимые люди. Хотите узнать, как обстоят дела у нас? Все девочки хотят быть похожими на маму, а мальчики выбирают в качестве образца не только папу, но и Гарри Поттера, он герой и волшебник, и Питера Паркера – это человек – паук, он очень сильный? - он быстро ездит на мотоцикле и одежда у него крутая. Здесь есть о чем подумать папам. Если Гарри Поттер значимее отца, значит, сыну недостает общения с папой, вы редко видитесь, редко занимаетесь совместными «мужскими делами». Пока ребенок этого очень хочет, но время летит быстро. Скоро образцами для подражания станут сверстники, и завоевать авторитет в глазах собственного сына будет значительно труднее.
Говорят дети:
Сережа: Папа последнее время меня больше полюбил. Забирает из садика, и у нас разные дела для мужчин.
Саша: Чинить машину с папой – это круто.
Миша: Хочу быть похожим на папу. Он мне нравится: и лицо, и то, что он сильный.
Кирилл: Мой папа мудрый, спокойный и умный. Иногда, в трудных ситуациях, он находит терпение, чтобы поговорить и успокоить меня. Он спортивный, раньше ходил на дзюдо, учит меня приемам защиты.
Петя: Хочу быть похожим на дедушку. Он любимей всех на свете. Он добрый, дарит мне сюрпризы. Он никогда не сердится на меня.
Настя: Мы с мамой так похожи, что и не отличить на фотографии. Она добрая, любимая, я ее уважаю.
Алена: Я, когда вырасту, буду как мама. Она красивая, хорошая, вежливая. Мама любит меня.
Ответьте на вопросы:
Кто такой ребенок?
Источник проблем?
Родник радости?
Для чего он пришел в эту жизнь?
Для тепла и радости?
Для обид и раздражения?
Для воплощения родительских надежд?
Для продолжения жизни на земле?
Где он, ребенок?
В тепле и уюте?
В коридоре общаги?
В любящей семье?
С кем ваш ребенок?
Есть ли ему место в Вашей душе, в Вашей жизни, в каждом Вашем дне и часе?
Кто рядом с ним каждый день, целое детство?
Родные или случайные люди?
Ответьте на вопросы, и Вы будете знать, каким будет ребенок во взрослой жизни. Зрелым человека делает безусловная любовь родных людей к ребенку, вера в его силы, радость детства, которая согревает до старости.
материал подготовлен воспитателем Фомичевой М.А.