Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы ("покажи", "принеси"), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова "мама" и "папа".
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: "Сходи на кухню и принеси чашку", не узнает близких на фотографиях.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами "большой" и "маленький".
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Материал подготовлен учителем логопедом Россол С. А.