Надо помогать:
· постепенно расширять число предметов, которые ребенок видит, с которыми взаимодействует;
· по мере развития ребенка разнообразить свойства окружающих его предметов по их форме, окраске, звучанию и др.;
· развиваться в меру естественно формирующихся возможностей, немного их предвосхищая;
· поощрять речевую активность, хвалить за успехи;
· поощрять овладение предметами в соответствии с их назначением;
· расширять круг активного общения;
· создать щадяще-тренирующий режим бодрствования и сна;
· помогать в играх, развивая ребенка всесторонне;
· следить за питанием, сном и отдыхом, не допуская нервных перегрузок;
· наращивать успех за успехом ко взаимной радости.
Не надо мешать:
· не гасить искусственно активность ребенка, направленную на расширение числа предметов, с которыми он играет;
· не суживать искусственно возможности развития;
· не опаздывать, не задерживать искусственно расширение репертуара действий с предметами и окружающими людьми;
· не смеяться над ошибками речи, но мягко учить, поправлять;
· не торопиться с помощью (но и не опаздывать), поощрять самостоятельность;
· не ограничивать искусственно круг общения;
· не насиловать волю ребенка ради формального соблюдения режима, давать время для приспособления;
· уменьшить число игрушек, если они не используются;
· игнорировать капризы, низводить их до мелких, проходных эпизодов, вроде тучек на небе;
· не гасить радость, а всегда разделять ее.