Так уж заведено в младших группах, что родители не могут присутствовать на музыкальных занятиях и развлечениях для детей младшего возраста, а узнать: что же умеет делать и чему научился их малыш, очень хочется. Поэтому эта информация должна заинтересовать тех родителей, кому не безразлично музыкальное развитие ребёнка. Малыши третьего года жизни должны уметь выполнять следующие танцевальные движения:
Хлопки
- В ладоши, хлопки-тарелочки, хлопки по коленям, хлопки по коленям и одновременное притопывание одной ногой;
- Пружинисто качаться на двух ногах;
- притопывать двумя ногами на ступню, на носочках (бег на месте);
- стучать каблучком, поочерёдно выставляя вперёд, то левую, то правую ногу;
- кружиться на шаге и на носочках в одну сторону;
- выполнять маленькую «пружинку» с небольшим поворотом корпуса налево-направо;
- бег и шаг по кругу стайкой в одном направлении;
- варьировать положение рук: руки на поясе, одна рука на поясе, другая поднята, руки отведены в стороны ладонями вверх, «ручки пляшут», т.е. поворот кистей (слегка поднять их);
- образовывать круг, идти в центр круга и назад; стоя в круге размахивать сцепленными руками вперёд-назад;
- в парных плясках малыши, стоя на месте и держа друг друга за руки, кружатся парами, топают, стучат каблучком, выставляют вперёд то левую, то правую ногу;
- стоя лицом друг к другу, держа руки на поясе могут выполнять вышеперечисленные движения, а так же похлопать в ладоши или поплясать в присядку (маленькая «пружинка»).
Вышеперечисленные движения включаются в несложные детские пляски. Пляски развивают слух и музыкальную память детей. Малыши сами легко и свободно ориентируются в движениях и гордятся этим: «Сами!»
Существует несколько разновидностей плясок, доступных детям третьего года жизни. Рассмотрим их.
Пляска, которая сопровождается пением, т.е. текстовой подсказкой.В данном случае текст определяет движения, которые дети выполняют, подражая взрослому. Если в пляске присутствует 5-6 движений, которые меняются в чётко определённой последовательности, то участие взрослого обязательно.
Пляска, в которой нет пения, смена движений произвольна.Взрослый в процессе пляски меняет движения по своему выбору, а дети ему подражают.
Такая пляска даёт возможность закрепить какое-либо плясовое движение. Например, не все малыши одинаково свободно, живо и весело умеют
притопывать, и руки у многих вяло опущены или, наоборот, очень напряжены.
Воспитатель включает это движение в пляску и повторяет его несколько раз, чередуя с другими движениями. Музыкальное сопровождение такой пляски – народные плясовые в исполнении на фортепиано, либо на гармошке, дудочке, либо оркестром народных инструментов (в записи).
Свободная пляска, пляска без участия взрослого, т.е. без текстовой подсказки и показа движений.Именно в свободной пляске проявляется творчество ребёнка, развиваются музыкальность и память (умение запомнить плясовые движения), а так же умение поплясать, как хочется, и в детском саду, и дома, и в гостях, воспитывается самостоятельность (выбор и чередование движений).
Как можно чаще говорите малышам, что хотите посмотреть, как дети умеют плясать сами. Перед пляской вспомните, как можно поплясать. В свободной пляске ребёнок 2-3 лет может использовать от 2-х до 4-х движений, более музыкальные и активные дети меняют до 5-6 движений. Не забывайте поощрять ребёнка, хвалите его: «Вот как наша Оля хорошо плясала, по-разному: и кружилась, и хлопала в ладоши, и весело стучала каблучками (и др.). Молодец!»
Пляски с атрибутами. В плясках могут быть использованы звучащие игрушки, такие как погремушки, бубны, бубенчики, колокольчики, деревянные хохломские ложки. Так же используются игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.), флажки, султанчики, серсо, платочки. Важно, чтобы дети могли выполнять движения с предметами во всех направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, как двумя руками, так и поочерёдно.
Выполняя танцевальные движения, дети должны реагировать на начало и окончание звучания музыки. Слышать и различать понятия: тихо-громко, быстро-медленно, плавно-отрывисто т.е. менять движения в соответствии с ритмом, темпом и динамикой. Переходить от одной части музыки к другой. Уметь самостоятельно выполнять под музыку знакомые танцевальные движения.
Игровые упражнения на различение контраста в музыке.
Дети данного возраста должны уметь различать характер двух контрастных музыкальных произведений или двух контрастных частей одного произведения, например: «Марш и бег», «Сон и пляска детей», «Сон и пляска кукол», «Прогулка и пляска», «Сон и прогулка».
В таком упражнении как «Барабанщики», используется «Марш» и «Колыбельная» В. Ребикова. Под «Колыбельную» дети выстраиваются по кругу, «спят», сидя на стульчиках, или на корточках. Под «Марш» пробуждаются, барабанщики в центре круга играют на барабанах, дети с флажками в руках бодро шагают и т. д.
Упражнение «Тихие и громкие звоночки» проводится с использованием любой плясовой музыки. У детей в руках бубны или звоночки, на которых они выполняют движение по тексту:
1 часть: Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Даже маленькую птичку не буди, не буди.
2 часть: Громко-громко, мой бубенчик позвени, позвени.
Всех ребяток, всех ребяток весели, весели!
Под «Плясовую» все дети весело пляшут, выполняя свободные движения.
Танцуйте вместе с ребёнком, доставьте радость не только ему, но и себе!
Материал подготовлен музыкальным руководителем Куделиной Е.А.