Наш детский сад принимал в гостях коллектив Черемховского педагогического колледжа. Для будущих коллег специалисты сада провели консультацию на тему: «Взаимодействие педагога с родителями». Встречу с коллегами открыла
заместитель заведующего по ВМР Кузменкова М. Н.
Взаимодействие с родителями – это сложная и важная задача педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей.
Семья – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Поэтому в последние годы развивается и внедряется новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Организуя взаимодействие с семьями, дошкольная организация обязана ориентироваться на нормативные документы:ФЗ РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. статья 44. Семейный кодекс РФ в статье 63., ст. 64 п. 3 "Об образовании» говорится о том, что родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях, требования ФГОС ДО, требованиях к условиям реализации ООП ДО.
Наше учреждение взаимодействие с родителями осуществляет по направлениям:
1. Информационно–аналитическое направление подразумевает, в первую очередь трансляцию (демонстрацию) положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения. Ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка, работу диагностическую, в которую входят показатели заинтересованности родителей образовательной деятельностью МДОУ, динамикой развития ребёнка, уровень участия в делах МДОУ, изучение социального статуса семей, уровень запросов родителей в предоставлении образовательной услуги; посещение семей воспитанников на дому, уровень удовлетворённости качеством предоставляемой услуги.
2. Познавательное направление имеет содержательный характер, подразумевает консультирование, обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности. Включает следующие виды взаимодействия с родителями: проведение общих и групповых родительских собраний, консультаций; организацию с участием родителей выставок; проведение Дней открытых дверей, родительских клубов, гостиных; участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий; участие родителей в создании предметно-развивающей среды; сопровождение семей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке; организацию наглядно-информационной работы в виде оформления родительских уголков, папок-передвижек, альбомов, фотовыставок, газет и др.
3. Организационно - досуговое направление включает работу по организации совместных мероприятий с родителями и воспитанниками: проведение праздников, организация театральных постановок, реализация совместных проектов.
4. Организационно-управленческоенаправление включает участие родителей в работе Совета учреждения.
Далее выступление продолжили специалисты сада, где каждый раскрыл свои формы и приемы взаимодействия с родителями.
«В настоящее время, в связи с переходом на личностно- ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания», - говорит педагог – психолог Донская М. В. и предлагает свою модель взаимодействия.
В нашем детском саду организован родительский клуб «Дружная семейка», где родители посещают различные тренинги и узнают много нового для себя и своих детей.
«Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Создание условий для коррекции и развития речи детей через эффективные формы взаимодействия с родителями, как участниками образовательных отношений, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать» - продолжает учитель – логопед Россол С. А. и подчеркнула такую форму взаимодействия, как «Школа увлеченных родителей». Кроме того, в коррекционной работе с детьми учителя – логопеды детского сада, применяют традиционные и нетрадиционные формы организации взаимодействия с семьей, а именно: родительские собрания; беседы, опросы, тестирование; индивидуальные консультации; открытые занятия; домашние задания; информационные стенды в группе и сайт детского сада, фотовыставки и др.
Музыкальный руководитель Куделена Е. А. познакомила коллег – студентов с формами взаимодействия, характерные для музыкального воспитания дошкольников и направлены на решение программных задач художественно-эстетического развития дошкольников, она выделила:
1. Информационно-аналитические: анкетирование, тестирование.
2.Наглядно-информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, выставки музыкально-дидактических пособий, музыкальных игрушек, книжек-малышек о музыке и др.
3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы о музыкальном развитии и творческих способностях ребёнка, о формировании его художественного вкуса и др.;
4. Досуговые: открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники, развлечения, драматизации, семейные гостиные, творческие конкурсы, совместные постановки музыкальных сказок, концерты.
5. Оформительские: изготовление декораций, реквизита, пошив костюмов к праздникам.
Таким образом, родители - непосредственные участники педагогического процесса не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах.Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. Сотрудничество устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско-родительских отношений, дети ценят участие родителей и гордятся ими.
Рюмина Ю. В., инструктор по физической культуре, рассказала о реализации проекта «Мы вместе!» Основные принципы проекта – это единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье,взаимное доверие и взаимопомощь.
Цель:создание системы взаимодействия родительского сообщества и детского сада, как нового образовательного ресурса, для формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников
Задачи:1.Привлечь категорию родительского коллектива, имеющую активную позицию к ЗОЖ
2. Обеспечить функционирование системы и мотивации участников взаимодействия родительского сообщества и ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни у воспитанников
3. Повысить уровень культуры здорового образа жизни воспитанников.
В ходе реализации проекта «Мы вместе!» увеличивается количество родителей, активно участвующих в жизнедеятельности детского сада. Продолжает действовать система взаимодействия родитель-ребенок-педагог по формированию культуры здорового образа жизни у воспитанников. Повышается уровень культуры здорового образа жизни воспитанников.
Воспитатель группы № 5, Семейкина С. А., представила свою модель взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, взаимодействие с родителями имеет дифференцированный подход, учитывает социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Материал подготовлен учителем-логопедом Россол С.А.