Как создать музыкальную среду дома
Почти в каждой семье есть музыкальный центр или магнитофон, телевизор и другие технические средства, которые представляют большие возможности для приобщения детей к прекрасному. В семье желательно иметь небольшую детскую фонотеку. Можно приобрести для прослушивания записи песен и музыки, которые собраны в комплекте из серии «Музыка для слушания в детском саду». Сейчас в продаже большой выбор кассет и дисков с записями песенок, пьес, детских опер, сказок, в исполнении мастеров-инструменталистов, певцов, чтецов. Пусть их голоса звучат в вашем доме, пусть дети узнают, кто пишет музыку, познакомятся с некоторыми музыкальными инструментами и научатся различать их по звучанию. Я хочу предложить вашему вниманию примерную фонотеку для малышей, которую может приобрести каждая семья. Эта фонотека включает в себя не только детские песни, но и классическую музыку, представленную разными способами исполнения: от солирующего инструмента до оркестра, а также с использованием шумовых и звуковых эффектов (можно предложить родителям прослушать отрывки 2-3 музыкальных произведений для малышей в аудиозаписи). Если взрослые сами любят и часто слушают музыку, то и для ребёнка это станет потребностью.
Так же важной формой приобщения детей к музыке являются семейные концерты. К ним нужно заранее готовиться. Подобрать песню, разучить танец, подготовить мини-спектакль, который будет сопровождать музыка. Замечательно, если это будет кукольный спектакль из игрушек, уже имеющихся дома или приготовленных вместе с ребёнком из папье-маше, картона, ткани и т.п. Разбавить концерт танцевальными импровизациями, весёлыми играми, играми-театрализациями: «У медведя во бору», «Каравай» и др. Можно создать небольшой домашний оркестр. Для этого подойдут барабаны, металлофоны, бубны, колокольчики, деревянные или металлические ложки, детские погремушки и даже бутылки. Желательно к такому концерту привлечь всех членов семьи. Не многие дети любят быть солистами, куда приятнее выступить в ансамбле с мамой или папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности для проявления творчества как детей, так и взрослых. Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в проведении концерта:
- Не приглашайте в первое время слишком много слушателей, но кто-нибудь кроме домашних должен быть обязательно.
- Старайтесь не переносить концерт и не опаздывать на него.
- Не перебивайте ребёнка во время исполнения своими замечаниями и разговорами на посторонние темы. В противном случае не будет ничего удивительного, если взволнованный музыкант, не доиграв или не допев, убежит в слезах.
Родители могут оказать большую помощь в развитии ритмического чувства детей. Если вы видите, что ребёнок проявляет активность при восприятии музыки - повторяет движения, которые выучил на музыкальных занятиях: прыжки, маршировку, хлопки, притопы и мн. др., не останавливайте малыша, а наоборот – поощряйте, подскажите, как лучше выполнить то или иное движение. Включайте музыку разного характера – весёлую и спокойную, а дети сами придумают к данной музыке свои движения. Дети с радостью будут выполнять ваши задания, если вы попросите показать: как танцует мишка, или лисичка, как крадётся за мышкой кошка и мн. др. Чаще интересуйтесь у детей: что нового они выучили, какие новые танцы и песни знают и т.д.
Можно совместно с ребёнком изготовить простейшие музыкальные инструменты из бросового материала. Пластиковые баночки, наполнить различной крупой, мелкими камешками, песком, жестяные коробки превратить в маленькие барабанчики. Необходимо предоставить больше возможности самому ребёнку поэкспериментировать с разными предметами.
(предложить вниманию родителей самодельные инструменты)С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, попросив простучать ритм своего имени: Са-ша, Са-шень-ка; или слов ма-ма, ма-моч-ка, или ритм детских попевок, типа: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-лё-ко!» и др.
Такая совместная деятельность родителей и детей может сыграть большую роль в создании творческой дружеской атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.
Материал подготовлен музыкальным руководителем Куделиной Е.А.